Смоленское областное
государственное бюджетное учреждение

«Гагаринский социально-
реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Яуза»

Адрес:

Смоленская область, Гагаринский р-н, с. Карманово, ул. Октябрьская, д. 8

 

Тел.:

8 48135 7-78-59

 

 

Директор

Горюнова Ольга Сергеевна

Телефон: 8 (48135) 7-78-59

Коронавирус. Достоверная информация

Решим проблему вместе

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Нормативно-правовые документы

 

 

 

Региональный вебинар областного методического объединения специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей Смоленской области «Сказкотерапия. Ее возможности и методика работы с несовершеннолетними" 22.11.2023

c_195_145_16777215_00_images_455a9fe2-ebc6-45d8-ab07-29e2a9997617.jpg

22 ноября 2023 года педагог-психолог СРЦН «Яуза» приняла участие в региональном вебинаре областного методического объединения специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей Смоленской области «Сказкотерапия. Ее возможности и методика работы с несовершеннолетними».

В своем выступлении на тему «Использование сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста» я поделилась опытом, как сказкотерапия может помочь при работе с детьми младшего школьного возраста.

В процессе развития младший школьник стоит перед выбором многих направлений, способов отношений, поведения и должен найти себя. В сказкотерапии ребенок «примеряет» на себя различные роли, идентифицируется и разотождествляется с различными героями и с помощью метафоры находит свое «Я», определяет свое отношение к миру. Эффективность сказкотерапии в том, что ребенок ощущает в сказке возможность преодоления трудностей, проблемных ситуаций, получает возможность изменения (вслед за сказочным героем). Отношение к себе и миру в младшем школьном возрасте формируется с помощью трех компонентов:

1.Познавательный компонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.

2.Эмоциональный компонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.

3.Поведенческий компонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.

Средствами сказкотерапии можно формировать и развивать системы отношений ребенка в выделенных трех направлениях: познавательном, эмоциональном и поведенческом. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.Переживания, осознание, эмоции и представления, которые получает школьник в процессе общения со сказкой, позволяют ему решать проблему выбора отношений к себе.

В работе с детьми младшего школьного возраста я использую программу профилактических  занятий «Я учусь владеть собой». Данная программа позволяет в коррекционно-развивающей работе эффективно использовать сказкотерапию.

Основной целью этой программы является профилактика школьной дезадаптации и помощь детям в психологической подготовке или адаптации к школе, что подразумевает, решение следующих задач: развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д. Данная программа рекомендована для работы как с детьми дошкольного, так и младшего школьного возраста. Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

 В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, используются следующие методы и приемы:

  • сказкотерапия (чтение текста, придумывание окончания истории, проигрывание отрывка сказки, рисование сказки)

▪ имитационные и ролевые игры;

 ▪ психогимнастика;

▪ рисуночные методы;

▪ элементы групповой дискуссии;

▪ техники и приемы саморегуляции;

▪ метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. Отработка навыков проходит в три этапа:

▪ получение информации о содержании того или иного навыка;

▪ применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);

▪ перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. Первые девять занятий, помогают детям в будущем адаптироваться к школьной жизни. Следующие занятия направлены на формирование прочных навыков саморегуляции, на усвоение новых понятий, на анализ внутренних состояний.

Игре по-прежнему придается большое значение в проведении занятий, однако все больше внимания уделяется обсуждению текста сказки, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. Форма проведения занятий остается достаточно свободной. Ребята не только слушают и отвечают на вопросы, но и общаются с игровым персонажем медвежонком Памси. Они задают ему свои вопросы, дают советы.

Таким образом, развитие младшего школьника средствами сказкотерапии способствует позитивным изменениям в развитии отношения к миру, людям, жизни и самому себе. Технологии сказкотерапии, применяемые педагогом (или психологом), содействуют активизации самопознания и познания мира школьником, развитию осмысленных знаний, представлений о жизни, мире, людях, явлениях, самом себеТворчество ребенка по сказке способствует развитию фантазии, воображения, способности к рефлексии, творческому и образному мышлению. Активное участие школьника в творчестве по сказке также способствует формированию активной жизненной позиции, внутренней саморегуляции деятельности, творческого и обдуманного поведения ребенка.

 

Педагог-психолог: Никандрова М.П.